— На собеседованиях вы учитесь у них, они учатся у вас... — Да, это нормально. Поэтому испытательный срок — это прекрасная вещь. И то, чем выше уровень... Когда имеешь дело с топами — реальный результат их работы проявится не в первый месяц и не во второй, а где-то через полгода. Здесь есть риск, и нужно очень тщательно выбрать именно того, кто тебе нужен. Потому что часто менять топов — это очень трудно для всей компании.
Но как не промахнуться? В общении все они — чертовски милые и приятные ребята. Кто-то построже, кто-то помягче. Но уровень управленческой культуры не виден. Одни могут прогнуться под подчиненных, другие нет.
Одни управляют обстоятельствами, другие прогибаются под обстоятельства. На собеседовании этого не видно. Косвенные признаки, конечно, есть. Но как оно будет в реальности? Большой вопрос.
— Вы сказали «прогибается под подчиненных». Важно, чтобы не прогибался? — Нужен разумный компромисс. Если руководитель перебегает в другой лагерь и становится «профсоюзным лидером», а не представителем администрации, весь из себя такой друг, брат, папа, мама — это плохой вариант. Он должен быть все-таки менеджером.
— А другая крайность? Настолько жестко работает с подчиненными, что пошла волна недовольства? — Таких людей мы не возьмем, а если по недосмотру и взяли — расстанемся очень быстро. У нас есть такое понятие: «корона на голове». Таких сотрудников мы вообще не приветствуем. Когда человек не ладит с людьми, особенно со своими коллегами, другими топами — это проявляется сразу. Начинаются конфликты, напряги. Видно, что не сработаемся. В каждой компании есть определенная корпоративная культура, которую не всегда опишешь словами. Можно только в конкретной ситуации сказать: «Мы так не делаем».
— Результативность менеджера зависит только от перечисленных факторов? Или от чего-то еще? — Важны многие менеджерские качества. Например, пунктуальность. Человек получил задание. Мы даже дали ему возможность самому обозначить срок выполнения. Пока срок не наступит, ты и не поймешь, умеет укладываться или нет. Иван Иваныч, нужно сделать то-то — сколько понадобится времени? Неделю! Прошла неделя — сделал? Нет! Почему? Ой, оказалось, что месяц как минимум надо. А зачем вы сказали про неделю?
— И на то, чтобы человек показал себя как менеджер во всех разворотах:, нужно полгода? — Иногда хватает и трех месяцев. Ну, с запасом — шесть. Бывают ситуации, когда вроде бы и да, а вроде бы и нет, нужно подольше на него посмотреть. И потом у этих топовых позиций всегда долгоиграющие задачи. Перестроить отдел — это долго. Уволить одних людей и найти других, обучить и полностью включить в работу — это тоже долго. А если нашел людей — что это за люди? Как оценить их уровень? Тоже время нужно. Потому что они сами на испытательном сроке и, может быть, через месяц половина уйдет, а половину уволим.
— Можно ли так понять, что вы настроены на постоянные инновации в любой области? — Не совсем так. Ведь что происходит? Подразделений несколько. Если мы берем в подразделение нового руководителя, то стараемся, чтобы он был на один-два уровня выше предыдущего. Он дает импульс в развитии своего подразделения, и становится понятно, что остальные подразделения или какое-то одно из них — явно не дотягивают. Например, взяли сильного человека в маркетинг и закупки. Проблему с маркетингом и закупками решили. И что? К нам идет поток востребованных товаров, но склад не в состоянии их отгружать. Надо тянуть склад. Предположим, мы вытянем склад, возьмем нового руководителя. Теперь есть маркетинг, есть поток, склад. Но у нас нет под эти возможности нормальных продаж. Понятно, занимаемся продажами. Нашли человека, пошли продажи, вся эта коммерция начинает работать — утыкаемся в финансы! В работу с первичкой, в кассовые разрывы, еще во что-то. Надо работать по вакансии финансиста. А потом выясняется, что хозяйство всех этих ребят надо вообще-то автоматизировать. Начинаем автоматизировать — выясняется — ой! — закупки с маркетингом давно уже где-то на Олимпе, а ИТ — где-то в самом внизу. Значит, нужно ИТ заниматься. И вот так все это работает: одно подразделение приподнимается и тянет за собой другие.
— Сейчас хороших профессионалов ценят, их на рынке труда мало. Соискателей много, но сильных — мало, и на них всегда будут ваши конкуренты поглядывать. Делаете что-то для того, чтобы удержать людей, чтобы им нравилось работать здесь? — Все складывается из нюансов, из мелочей. Мне бы хотелось, чтобы люди приходили на работу так же, как и я. С хорошим настроением, в комфортные условия. Я сам исповедую этот принцип и на персонал транслирую: не надо сидеть до десяти, до одиннадцати. У нас есть рабочий день, и вы должны в него укладываться. А вечер — это семья, спорт, увлечения, все что угодно. Не надо класть всю свою жизнь на чужой бизнес! У вас должно оставаться, во-первых, личное время. Во-вторых — вы должны сюда приходить с позитивом. Ну пусть не как на праздник. Но вам должно быть здесь приятно.
— Если говорить о руководящих кадрах, то сначала компания прошла через этап стихийного становления и перешла к этапу целенаправленного комплектования. Теперь этап комплектования закончился, и вы перешли на этап систематического апгрейда? — Похоже на то. Последние дни все время вертится в голове фраза: «Короля делает свита». Свита — это топ- менеджмент, мои непосредственные подчиненные. У меня их всего семь человек, но все основные блоки бизнеса сегодня в хороших руках. Но это только сегодня. Мы сейчас в стадии интенсивного развития. Не в том смысле, что у нас бешено растут обороты и прибыль. Но мы постоянно разрабатываем новые процессы, какие-то новые системы внедряем, думаем над развитием того-то, там делаем ремонт, тут делаем апгрейд. Все это бурлит, кипит и пенится.
— Но ведь проекты развития рискованны и не гарантируют результат... — Не гарантируют. Но если мы вдруг придем к решению, что хватит уже развиваться, и дальше будем жить такими, какие мы есть, — то нашим топам будет скучно. У нас вся команда заточена на развитие, на движение, на апгрейды. Если сказать: все проекты замораживаем, спокойненько сидим, выполняем текущие обязанности, приглядываем за бизнесом в спокойном режиме — народ заскучает и разбежится.
Я бы еще вот что сказал. Идеальных людей нет. У всех есть свои плюсы и минусы. Очень важно уметь мириться с минусами, если они не критичны. И уметь пользоваться их плюсами. Все живые люди, впрочем, как и я сам.
Полную версию интервью см. на сайте КЦ «ШАГ» —
http://www.stepconsulting.ru Беседовал Юрий Пахомов