Как хорошо стало жить! Бизнес движется вперед семимильными шагами. Давно забыты кошмары кризиса 98-го, и по всем показателям мы все ближе к тем, фантастически высоким, "довоенным" цифрам. Нормативные акты, регулирующие жизнь бизнеса, меняются уже не каждую неделю, как это было в 90-95, а всего-то раз—другой в полгода. Наши бухгалтера уже не напоминают собой обезумевшие привидения, а превратились в миловидных, красиво одетых женщин с разумной речью и осмысленным взором. На глазах растет благосостояние народа, - и это прямо отражается на оборотах наших фирм, потому что хорошо зарабатывающий народ имеет привычку много покупать. Казалось бы, - живи и радуйся!
Что же тревожит? — Да почти ничего. Кроме, разве что, опыта врачей.
Которые утверждают, что человек гораздо реже болеет в периоды сильных напряжений и стрессов. Умереть сразу — может, а вот позволить себе болеть в это время — непозволительная роскошь. Непостижимым образом у человека в стрессе пропадают даже считающиеся неизлечимыми хронические хвори. А болезни расцветают как раз тогда, когда стресс проходит. Похоже ли это на ситуацию в бизнесе? — Более, чем...
Один из наших знакомых, потерявший свой бизнес в кризис, попался на том же, что и многие другие. Дело шло уж очень хорошо, — и он, в расчете на будущие доходы, набрал себе огромные кредиты под расширение. Сейчас кредиторы его холят и лелеют в надежде на то, что он заработает на долги, но подняться на прежний уровень уже не выходит, — хронически не хватает оборотных средств. Банальная история, - скажете вы? Теперь это уже всякому понятно!
Понятно — это правда. Только сегодня опять все хорошо. Вот и другой наш знакомый, героически переживший кризис, сейчас закупает оборудование в таких объемах, что выплаты по лизинговым договорам вот-вот превысят все возможности привлечения кредитов, не говоря уж о прибыли. Надежда - на то, что оборудование успеет "выстрелить" и принести отдачу вовремя. Возможно, он прав, и это — обычный предпринимательский риск. Смущает только, что цифры о соотношении "дебета и кредита" он получил позже того, как принял решение. Просто, казалось, что все хорошо, и что текущий денежный поток позволяет делать все, что хочется... Но, может быть, сегодня рисковать все-таки лучше на основе расчетов?
Выжившие в кризис учились экономить на персонале. А сегодня, когда все хорошо? - Вот фирма, в структуре которой 25 директоров на 45 сотрудников. Остальные, кроме дворников и секретарши, - заместители. Все хорошо, только работа регулярно проваливается. Не директорам же ее делать.
Большая группа фирм застряла в попытках провести структурные преобразования. Что нужно делать — всем понятно. Но — не получается, нельзя "перешагнуть" через "своих"людей и отношения с ними. "Был бы сейчас кризис, - мечтательно говорят руководители, - мы бы и людей сократили, и зарплаты привели бы в норму. А так — ну никак невозможно..."
В 98-м сильно не повезло импортерам. И — повезло тем, кто имел дело с отечественным производителем. Но организации выживших импортеров сегодня выглядят гораздо сильнее, чем расслабленные структуры отечественных дилеров. Что же мешало наладить структуры, пока все было хорошо?
Нет нужды множить эти примеры. Резюмируем главное. Именно сейчас, когда в бизнесе все хорошо, его и подстерегают основные опасности. Любой очередной кризис не будет сам по себе причиной падения компаний. Этой причиной будут внутренние проблемы организации, которые накапливаются именно сейчас. Когда все хорошо. Кризис — просто "проявитель", который быстро выявит слабые места фирмы и определит приговор — жить ей дальше или сходить со сцены.
Нужно ли что-то делать в этой связи? Это - вопрос выбора. Ведь когда-то нужно и жизнью насладиться. Когда же это делать, если не тогда, когда все вокруг хорошо — скажут одни, и будут правы в рамках своей логики. Но есть и другая логика. Ее сформулировали еще древние римляне. "Хочешь мира — готовься к войне.", - говорили они и благополучно развивались, пока придерживались этой мудрости. Но потеряли свою цивилизацию, когда им показалось, что уже можно расслабиться и хорошо пожить.
Что это значит применительно к бизнесу? Простую вещь: если сделать чтото нам мешает отсутствие кризиса, значит надо этот кризис создать. Хотя бы внутри своей собственной организации. Многие активно развивающиеся компании именно этим постоянно и занимаются, хотя делается это в меру своего разумения по-разному.
Так, на конференции "Ведомостей" руководитель компании "МАИР" рассказывал о своей системе управления персоналом. Ключевая идея проста, — ежегодно увольняются 30% наименее эффективных сотрудников, но повышаются в должностях и окладах 30% самых эффективных. Чем не постоянный стресс? Другой известный нам руководитель устраивает организационные стрессы ежеквартально, разбирая очередные показатели управленческого баланса.
Многие западные компании тоже понимают опасность расслабления и часто делают неожиданные повороты как раз в те моменты, когда всем кажется, что у них все хорошо. Вот недавнее сообщение из прессы. На волне успеха от продаж своих последних модельных разработок "Volvo" внезапно заменяет своих региональных представителей, назначая новыми руководителями специалистов по послепродажному обслуживанию. Это — пример "стратегического стресса", - стресса, идущего от стратегии регулярной смены одних напряженных задач на другие. Именно такой механизм мы считаем наиболее эффективным и грамотным способом борьбы с "ожирением" компаний в ситуациях, "когда все хорошо". Регулярно корректируемая стратегия, постановка все более и более напряженных целей — начало создания требуемого стресса. А дальше — достаточно подключить надежную систему "управления по результатам", и мы получим все необходимое для поддержания в компании необходимого тонуса. Но только — это тоже работа. Которую надо делать. А нужно ли ее делать, когда все так хорошо?
Е Емельянов