Действительно, посмотрим внимательнее на функционал «Цифрового Директора». Уже сегодня, по данным исследований, они сфокусированы на реализации цифровых технологий как минимум в трех достаточно различных сферах. Это — роботизация бизнес-процессов (пока главным образом — административных), внедрение технологии чат-ботов (это в зоне клиентского сервиса) и машинное обучение или искусственный интеллект (а это приложимо к большому разнообразию аналитических и бизнес-процессов). А уже тесно примыкают к этим лидирующим темам — освоение технологий анализа больших данных и предиктивный анализ, которые позволят с высокой вероятностью предсказывать и моделировать различные события и поведение людских групп и индивидов.
Таким образом, потенциал цифровых технологий пересекает практически все функциональные и позиционные зоны любой организации. В отличие от IT-подразделений «цифра» перестает быть просто сервисом, инфраструктурой и становится системообразующим началом.
Не напрасно поэтому одна из лидирующих мировых компаний по подбору и оценке топ-кадров Russell Reynolds Associates без обиняков заявляет, что позиция CDO по сути является корпоративной суперзвездой, появляющейся на горизонте в тех случаях, когда компаниям необходимо редкое сочетание технического специалиста высшего класса и знатока бизнеса [4] .
Это, однако, означает, что для носителя роли руководителя «дирекции цифровой трансформации» немедленно встанет вопрос о границах ответственности собственной позиции.
Например, — что ближе всего, — как позиционировать себя относительно IT-службы. Они стоят рядом? Или IT должно быть подчинено «цифре»? Или «цифра» входит в состав IT-подразделения?…
И как быть, например, с производством, которое должно быть кардинально роботизировано? Кто отвечает за результат — руководитель производства или «цифра», понимающая все про возможности и ограничения роботов и автоматизированных систем?
А в том, что касается чат-бота, предиктивного анализа и взаимодействий с клиентом — потребуется ли здесь вообще современная CRM-служба, или за нее все успешно сделают Алиса и Сири?
И так ведь недолго и до позиции CEO, то есть Генерального директора, добраться…
Конечно, сегодня руководители, именуемые СDO, по факту принимают на себя главным образом только ответственность за сокращение издержек и за повышение производительности труда. Что неудивительно, поскольку «суперзвезд», сочетающих в себе глубокое понимание современного бизнеса и потенциала новых цифровых технологий не так уж много. Точнее говоря, их практически совсем нет. Подавляющее большинство первой генерации СDO выросло из «сервисных» инфраструктурных IT-подразделений. Но уже подрастают все новые и новые поколения, зарождающиеся в интернет-бизнесе, финтехе, блокчейне и других «модных», но, главное, прорывных по своему духу направлениях. Они готовы брать на себя гораздо более серьезную ответственность. И тогда, неизбежно, на уровне топ-менеджеров больших и малых компаний (последним, впрочем, будет намного легче) всерьез придется двигать традиционные границы полномочий и ответственности между директорами. Как всегда и везде, это не обойдется без жестких конфликтов, в ходе которых только и будет нащупываться оптимальное равновесие. Но — все это будет завтра…
Впрочем, при существующем фантастическом ускорении всех процессов, завтра начинается уже сегодня…
Евгений Емельянов
1 - Chief Digital Officer («СиДиОу») — топ-менеджер, ответственный за цифровую трансформацию компании. Не путать с: Chief Digital Officer («СиДиОу») — топ-менеджер, ответственный за цифровую трансформацию компании. Не путать с: CDO — Chief Data Officer — руководитель службы управления данными, ответственный за обработку и анализ данных и использование CDO — Chief Data Officer — руководитель службы управления данными, ответственный за обработку и анализ данных и использование информации в качестве актива. Обычно вырастает из специализации «Data Scientist». Специальность включена в государственные программы информации в качестве актива. Обычно вырастает из специализации «Data Scientist». Специальность включена в государственные программы подготовки управленческих кадров. CDO – Collateralized Debt Obligations, популярными кредитными деривативами, обвалившими ипотечный рынок в кризисе 2008 г. CDO – Collateralized Debt Obligations, популярными кредитными деривативами, обвалившими ипотечный рынок в кризисе 2008 г.
2 - Результаты исследования
3 - Исследование
4 - http://datascientist.one/who-is-cdo/