Каким образом Вы впервые решились обратиться к услугам консультантов? А как вообще руководитель, не знакомый с рынком консалтинговых услуг, может решиться на такое? Чудом, наверное. А потом вдруг оказывается, что это решение стало поворотным и в развитии компании, и в росте самого руководителя как управленца... Когда я оглядываюсь назад, многое, конечно, становится понятнее. На мой взгляд, готовность принять такое решение приходит с осознанием, что твои знания и опыт недостаточны для осуществления твоих замыслов. Уже в конце 99-го года я почувствовал: назревает кризис управляемости компанией. Мои менеджеры потеряли былой пыл. Буквально на глазах компания превращалась в сонное болото. Доходы быстро росли, но проваливаться стали даже простейшие производственные процессы. Раньше, пока мы были маленькие, я вслепую менял структуры, нащупывал новые формы. Обычно новая структура какое- то время работала замечательно, потом ее нужно было снова менять. Восемь или девять раз за всю историю я перестраивал компанию чуть ли не сверху донизу. Но когда пошли большие деньги, когда компания в своем росте достигла определенного уровня, я понял: эту махину одному мне не развернуть. Компанию надо было повернуть, и повернуть так, чтобы она не растеклась на повороте, не потеряла своей дееспособности, а заработала бы еще мощнее... Своими силами это сделать крайне сложно. Даже если ты точно знаешь, как нужно действовать - внутреннее сопротивление организации может оказаться сильнее твоего желания переделать что- то... Почему у каждого фигуриста есть тренер? Нет ни одного высококвалифицированного спортсмена, который смог бы достичь высоких результатов сам...
Что изменилось на фирме после того, как с ней поработали консультанты? Наиболее радикальные изменения претерпел коммерческий отдел, а вместе с ним и наше поведение на рынке. Во-первых, за относительно короткий срок удалось сменить исполнителей всего процесса продаж. Прежде я и мой соучредитель приносили основной объем заказов. Теперь эта работа в значительной мере осуществляется сотрудниками отдела. Фактически, такого коммерческого отдела, как у меня, нет ни у кого по всему нашему рынку. Во-вторых, за счет постановки технологии продаж мы смогли сдвинуть свою клиентскую нишу. Раньше мы использовали личные связи владельцев компании и сидели во многом на муниципальных заказах. Сегодня доля заказов от коммерческих организаций превысила треть от общего оборота и продолжает расти. Это дало нам большую уверенность в завтрашнем дне, независимость от всякого рода внеэкономических факторов.
Что в работе с консультантами оказалось для Вас самым неожиданным? Сами консультанты. Ждал-то я одного, а вышло все совершенно по-другому. Для меня это было самой поразительной вещью. Те ожидания, которые я имел на момент начала работы, - в процессе самой работы сменились полностью. Сменились цели, задачи, сменилась моя управленческая подготовка. Не знаю, подозревали ли об этом консультанты, но они меня посадили за книги. Я думал: люди придут, меня научат. А меня не научили, меня учиться заставили. Все-таки консультант у нас — это пока что экзотика. И многие компании гибнут только из- за того, что владельцы не знают, к кому им обратиться за помощью. Даже и не догадываются, что такая помощь возможна. Нет, они в гибнущую машину, как в топку, вкладывают кучу денег. А она все равно гибнет!
Итак, опыт работы с консультантами повлиял на Ваши подходы к управлению бизнесом? Конечно. Сейчас я достаточно много читаю и внимательно смотрю по сторонам. Меня интересует все, что касается систем управления, экономических вопросов бизнеса. И я заставляю машинку крутиться самостоятельно. Не тяну ее за собой, как ребенок тянет игрушечный самосвал .на ниточке. Большинство российских фирм — это машинки на ниточке. А машинка должна сама ехать! Ее можно заводить, в нее можно батарейку поставить. Но ехать она должна сама!
(Полный текст интервью см. на сайте Консалтинг- Центра ШАГ:
www.stepconsuiting.ru (Рубрика «Клуб», Наши интервью, «Как использовать консультанта»).