— Кто клиент ваш? Кто покупатель?
— На текущий момент превалирующая часть — это частники. Просто семьи. Например, родители, зная, что ребенок увлекается конструированием, покупают ему, инвестируя в его развитие, в его будущее. Есть у нас такая показательная история: ребенок за год собрал из нашего конструктора практически все, нами предложенное. И на следующий год родители ему на день рождения (на 11 лет!) подарили б/ушную «Ниву». Теперь он «созрел», чтобы разбирать-собирать настоящую машину.
Иногда это просто развлечение всей семьи. Покупатели скидывают классные видео, где и дедушка, и папа, и двое сыновей, и племянники летом в гараже собирают, например, катамаран, и потом его 10 раз еще переделывают, и, в конце концов, вообще вешают на него настоящий лодочный мотор... Дедушки часто в восторге: «Мне бы такое в мое детство…». При этом дети не всегда так сразу реагируют, — кто-то не хочет конструировать, кому-то «лучше бы купили айфон или дрон…». Если ребенок любит танцевать, петь, заниматься актерским мастерством — конечно, не надо его заставлять конструировать. Хотя практически всем, кто сталкивается с BIGO, так или иначе интересно: либо кататься, либо собирать, либо собирать и кататься.
Есть истории, когда планировали покупать детский квадроцикл или какую-то технику развлекательную и решили взять наш конструктор. Но когда речь заходит о реальном транспорте, переспрашиваю много раз, для чего берут, — чтобы не было завышенных ожиданий. Наш квадроцикл, — если сравнивать с какой-нибудь детской машинкой, — конечно, намного круче, интереснее. Но в сравнении с реальным квадроциклом как транспорт, конечно, уступает — он по серьезному бездорожью не будет ездить. Если нужен именно транспорт, — например, каждый день ездить в школу или куда-то из пункта А в пункт Б, — мы советуем взять настоящий электросамокат, потому что конструктор будет не так удобен.
Второй крупный тип заказчика — это госзаказы, школы (государственные и частные), кванториумы, инженерные кружки. Их пока не так много, как физлиц, но мы движемся, сил туда вложено много. Может там и не будет больше денег, но там мы можем принести общественную пользу — сформировать интерес к инженерному творчеству. Взять тот же набор для программирования, который мы сейчас делаем для вузов на базе конструктора. Он подойдет для создания роботов, автодронов с возможностью радиоуправления. Коммерческого эффекта я практически не вижу: на разработку ушло и уйдет столько сил и времени, что хорошо бы оно когда-нибудь просто окупилось. Но я все равно вижу в этом смысл: мы вкладываемся в будущее страны, в будущих инженеров! Наверное, с этой точки зрения я социальный предприниматель.
Еще у нас берут сразу несколько конструкторов как корпоративный подарок — дарят ключевым партнерам, супер-клиентам. Конструктор выдерживает нагрузку до 110 кг и — мы это знаем доподлинно — взрослым тоже интересно создавать что-то своими руками.
— А как вы привлекаете клиентов? Откуда про вас узнают?
— Сайт, реклама в Яндекс и ВКонтакте, выставки в России, и с недавнего времени в СНГ. НТВ про нас делали большой репортаж.
Наша аудитория — это бизнесмены, инженеры, топ-менеджмент, айтишники. Люди с достатком выше среднего. Это если говорить про алюминиевый конструктор.
У деревянного более массовая аудитория. С ним мы на маркетплейсы вышли недавно. Его в садики стали брать. На завод недавно несколько штук взяли, там на них каракури проходят — собирают сложные механизмы по японской системе обучения.
— Ваша компания - это сколько человек?
— Долгое время я был один, с помощником. Сейчас основной костяк команды в офисе – 10 человек и планируем расширяться. Но в производстве я действую по принципу кооперации: у меня взаимодействие больше, чем с 30-ю различными контрагентами. Если что-то можно отдать на сторону, я все отдаю на сторону и выстраиваю там партнерские отношения.
Например, по деревянному конструктору: мы партнерам проплатили, люди купили оборудование, взяли дополнительно персонал. И получается, это их оборудование, их люди, но работают они целиком и полностью под наши задачи. У них производство, а с нас чертежи и логика, все интеллектуальные вещи за нами. Я стараюсь не вкладываться в оборудование.
— А разработки - ваши личные? Чертежи ваши?
— Я сам руками сейчас не черчу. Но идеи, те патенты, которые получены, — это мое. Есть талантливые инженеры, которые постоянно работают, — они как раз чертят, собирают. Еще мы не отдаем на сторону комплектацию, делаем все на складе 70 метров. Комплектация наша полностью, потому что все свозится с множества разных мест: что-то приезжает готовое, а что-то нуждается в доработке. Допустим, металлические детали мы в Перми делаем. Сначала в одном месте закупаются листы металла, потом везем в другое место, где их режут лазером и гнут прессом. Потом мы их сами перевозим в третье место, там они шлифуются. И потом четвертым этапом мы везем это к себе и из нескольких кусочков уже собираем итоговую деталь. Профиль алюминиевый делается в Смоленске по нашей матрице. Мы заплатили несколько тысяч евро за матрицу, изготовили ее, там на большом заводе делается наш профиль, потом он едет сюда, здесь все это пилится, шлифуется, наносятся размеры и так далее.
— И отдельная тема - инструкции, наверное? Это же все-таки не LEGO, где интуитивно все понятно.
— Инструкции – это очень сложная тема. Туда уже несколько миллионов рублей вбухано, а конца и края не видно. Постоянно кто-нибудь жалуется, что мало инструкций. У нас большое количество моделей, и пока не ко всем они отрисованы. У нас позиция: «К алюминиевому конструктору прилагается 50 инструкций. Когда вы соберете 3-4-5 моделей, дальше инструкции особо и не нужны». Но бывает, что люди тыкают в конкретную модель: «Вот у вас фотография. Вот к этому мне нужна инструкция». И если не удается «переубедить», приходится из-за конкретного клиента садиться рисовать инструкцию, потому что у него уже начинается негатив…
Но в целом очень много восторженных отзывов. И про деревянные конструкторы отзывы практически без исключений положительные, хотя в технологическом плане он проще. Но там сумасшедшая идея. Она очень неожиданная, она вызывает восхищение, потому что, казалось бы, все на поверхности… Была пара фирм, которые пытались сделать масштабный деревянный конструктор, но он больше про статику и воображение. То есть ты собираешь машинку, она у тебя не едет — она без привода, какие-нибудь фанерные колеса для «завершения образа», и дальше играй на своем воображении. Или собираешь лодку в гостиной — надевай костюм пирата и играй. А здесь все «живое» — реально работает. Было несколько ключевых инженерных моментов, про которые мы долго думали, как решить. По ним как раз патенты и получили, — очень простые, но очень нетривиальные решения.
А еще у деревянных конструкторов исполнение крутое. Реализовать это производственно оказалось безумно трудно, потому что объемы небольшие, а требуется высочайшая точность... Недавно мы часть сырья возвращали: подсунули нам вперемешку с березой столярной сушки и часть недосушенного материала. Мы обнаружили, что пошла погрешность при высыхании - на 0,2 мм. И из-за этих 0,2 мм все везде поехало, пришлось часть материала возвращать и пересверливать. Никто не хочет работать с такими сложными штуками… Поэтому мы с партнерами очень предметно договаривались, как работаем. Я им проплатил вперед большой заказ. Они везли из другого региона старые советские станки, дорабатывали их. Мы даже сверла специально перетачиваем, потому что нет нужных размеров в продаже. Цековку (инструмент) пришлось полностью на заказ изготавливать. И это не единственная история...
Мы добились стабильного качества, насколько это возможно в дереве. Обычная фанера нам не подходит. Мы присоединились к людям, которые для себя фурами возят экспортную фанеру высочайшего качества из другого региона и нам десятую часть фуры отдают. И это был целый квест — соединить огромное количество пазлов, чтобы это было возможно изготовить.
Еще приходится тратить ресурсы на многократную перепроверку, чтобы все было точно. На каждом этапе. За такое мало кто берется. И это не так просто повторить.