— Андрей Валерьевич! Ваша компания САТОРИ немного старше ШАГа — ей 31 год. Что Вы считаете самым важным, главным на этом пути длиной 31 год?
— В какой-то момент я понял, что хочу создать бизнес. Начитался книг, и мне стало любопытно, как из ничего можно сделать компанию. Кажется, это было про Форда: человек, ничего не имея, раз — и такой бизнес создал. Это просто какая-то фантастика!
Мне, конечно, было тяжело, потому что я — советский человек... Такого опыта у меня не было, но было очень-очень интересно. Мотивация? Конечно, хотелось денег заработать. Но при этом хотелось создать компанию. Надежную, красивую компанию, надежного партнера. И показать, что мы можем отлично работать и можем конкурировать с любой, если понадобится, даже с иностранной компанией. Это легло в основу САТОРИ.
За прошедшие годы мы многому научились. Много сделали просто на энтузиазме, не имея никаких оснований, кроме энтузиазма. У нас не было во многих вопросах ни опыта, ни знания. Но из-за того, что нам все было интересно и всего хотелось, мы многие вопросы решали, достигали результатов.
У САТОРИ были суперуспешные времена, когда мы занимали 56% нашей ниши, когда все знаковые объекты были наши, когда нас знали в городе. Тогда мы постоянно вводили какие-то новшества, начали заниматься переработкой отходов, покупали много новой техники, у нас работали интересные люди... Приятно вспоминать это время!
Конечно, было сделано много ошибок, в том числе стратегических. Но я считаю: это бесценный опыт, который позволяет нам сейчас смотреть вперед. Сегодня мы понимаем, что, какие бы сложные вопросы ни возникали, все они решаемы. Просто надо делать, не бояться, иметь хороших друзей. Было много хороших партнеров, которые нас поддержали в свое время и с которыми до сих пор дружим.
Чего мы добились? Мы прошли через нелегкие времена! То, что в компанию было вложено за все это время, дало возможность выйти из критической ситуации и сегодня строить планы и развиваться.
С ШАГом мы были вместе и в суперуспешные, и в супертяжелые времена. Я благодарен ШАГу. И думаю, что если бы не было ШАГа, то многие вопросы решались бы намного дольше. Может быть, какие-то вообще бы не были решены. И, конечно, компетенция ШАГа работы с владельцами — это очень важная составляющая, которую нельзя недооценивать.
— Спасибо большое за теплые слова! А вот вопрос о Вас лично. Вы больше 30 лет занимаетесь бизнесом. Вы не устали? Или наоборот — хочется вперед, дальше, больше?
— Давайте я расскажу про свою трансформацию. Когда я в 28 лет открыл фирму (а до этого работал прорабом в управлении механизации), никак не мог осознать, что я — генеральный директор. И что кроме производственных задач, которые я решал, будучи прорабом, на меня свалилось столько всякого, о чем я даже не подозревал, что такое может быть. Это была первая трансформация: я понял, что должен быть управленцем. Не просто производственником, а управленцем.
В какой-то момент случилось второе открытие, что я не просто управленец, а еще и владелец. Я не мог понять и вам задавал много вопросов: что такое владелец? Какие задачи у меня, как у владельца? Я же управляю? — управляю. Деньги зарабатываю? — зарабатываю. Объекты нахожу? — решаю вопросы. А что такое владелец — не понимал. И до меня долго доходило, что владелец — это как бы отдельная специальность, которая называется предпринимательством. И это отдельные компетенции. Отдельная ответственность за весь бизнес, за который ты отвечаешь, и не просто как генеральный директор. Вот это для меня тяжело было. Было много сомнений. Были моменты, когда хотелось «срулить», особенно когда какие-то большие проблемы возникали, или я просто не знал, какой выбор сделать... Но в результате я очень рад, что понял, что я даже не управленец, а предприниматель.
Потом я узнал, что партнерские отношения — тоже очень важны. Поработал с партнерами и понял, что это — отдельная задача, которую надо решать своими способами.
Я прошел серьезный путь… И со временем пришел к пониманию: на все надо смотреть глазами не только предпринимателя, но и инвестора.
Поэтому я думаю, что любой бизнес — не важно, 30 лет ему или сколько… — это прежде всего работа с собой, совершенствование и понимание себя. Ведь это самое главное — понять себя. И надо уметь делать правильный выбор. В бизнесе есть путь: компанию вырастить, акционировать и продать. Я точно понимаю, что это не мое. Мой путь — пусть будет небольшая компания, но это должен быть долгий семейный бизнес. Моему сыну сейчас 20 лет. Я ему говорю: «У тебя есть возможность встретить 100-летие компании! Ей уже 30 лет, осталось каких-то 70 лет... Я какое-то время поработаю, потом — ты, потом — твои дети...» И это — высший пилотаж: суметь передать детям бизнес, научить их трудиться.
— Андрей Валерьевич, а почему Вы всегда говорите, что цифры в бизнесе важны, но не менее важна система управления?
— Я очень ценю надежность, во всех смыслах. Жизненный опыт мне подсказывает, что любая система лучше не-системы. Можно похудеть за месяц на 10 килограммов, а в следующий месяц набрать 20. Но лучше иметь систему и каждый день держать себя «в руках». Тогда не нужны никакие героические усилия.
Вот и в компании должна быть система — система управления. Сотрудники должны быть взаимозаменяемы. Для меня это — надежность. Не только для меня лично, но и надежность и безопасность для коллектива, для всех сотрудников. Чем надежнее будет компания, тем стабильнее будет коллектив. Мне посчастливилось видеть компании, в том числе зарубежные, — семейные компании, в которых работают уже по три-четыре поколения. Я туда прихожу, и там работают одни и те же люди, которых я давно знаю. Я от этого получаю удовольствие!
На своем предпринимательском пути я совершенствуюсь. Люди, которые работают в компании, тоже должны иметь возможность совершенствоваться и расти. Можно, конечно, переходить с места на место — это тоже неплохой опыт (разным людям нужно разное). Но мне кажется, если создавать условия, и у людей, трудящихся в компании, будет возможность стабильно жить, работать и развиваться — это хорошо.
И для меня система управления — это прежде всего гарантия устойчивости бизнеса. Я не хочу, чтобы люди зависели от меня персонально. И ни от кого-то другого компания не должна зависеть. Для этого есть системы, которые хорошо работают, зарекомендовали себя, и ими надо пользоваться.
Например, римское войско — это была система. И были варвары — энергичные энтузиасты, но против системы они проигрывали. При этом у каждой системы есть свой жизненный цикл. Система приносит результат, пока не начинает разлагаться «в зоне комфорта». Или перестает поспевать за временем.
И у системы обязательно должны быть ценности. Для меня — ценно православие. С одной стороны, очень сложно, но с другой — очень просто. Просто в чем? Тебе все по полочкам разложено. Есть 10 заповедей — не нарушай их. Есть принципы. Например, труд и работа — это не вопрос денег. Труд — это твое призвание, талант, служение. И это то, что тебя каждое утро поднимает и ты бежишь, вперед и с песней. Понимаешь, зачем ты это делаешь. Это не вопрос — хочешь ты или не хочешь. Это даже не вопрос — надо, или ты обязан, или еще что-то… Это та внутренняя мотивация, которую никакими деньгами не оценишь, та устойчивость, когда, несмотря на хочешь — не хочешь, страшно — не страшно, идешь и делаешь!