У наших бизнесменов часто возникает вопрос: а сколько денег я могу безболезненно, без особого риска изъять из компании для личных нужд? Или вложить в развитие нового направление бизнеса? Или в расширение дела? Ответы каждый ищет по-своему. Нередко - методом проб и ошибок. Иногда, - совершая ошибки непоправимые. А между тем именно для безошибочного ответа на этот вопрос в экономической науке существует такое понятие, как прибыль.
Расходы любой фирмы можно разделить на две категории. Есть расходы, необходимые для поддержания бизнеса. Назовем их "плановыми". Без этих расходов нельзя (или нельзя без лишних проблем) произвести и продать товары или услуги компании. Остальные расходы - это расходы из прибыли, из уже заработанных фирмой денег. Это расходы на развитие компании, на вложения в другие бизнесы, на машину себе и шубу жене.
Для уже существующего бизнеса это - "сверхплановые" расходы. Величина прибыли - эта та черта, которую нельзя переступать, чтобы не "проесть" свой бизнес. Так в теории. А в жизни?
Все мы помним школьную задачку про бассейн: в одну трубу вода вливается, через другую - выливается.
Если вместо бассейна мы представим себе фирму, а вместо текущей по трубам воды - приток и отток денег, то получим образ, близкий и понятный любому владельцу бизнеса. Потому что львиная доля его каждодневных тревог и забот - о том, чтобы приток денег в фирму был как можно большим, а отток - таким, чтобы бассейн не обмелел и не высох. Превышение притока денег над его оттоком экономисты называют "чистым денежным потоком". Отслеживать эту величину нетрудно, и многие умеют это делать. Но часто этим и ограничиваются. Чистый денежный поток - характеристика важная, но недостаточная для того, чтобы принимать обоснованные решения о "сверхплановых" расходах. Чистый денежный поток - далеко не то же самое, что прибыль. К сожалению, в своей работе мы постоянно сталкиваемся с одной и той же ошибкой владельцев отечественных компаний: они обращаются с чистым денежным потоком так, будто это "чистая прибыль".
ПРИМЕР. Владельцы строительномонтажной компании давно мечтали приобрести две "Газели". Автомобили были нужны, чтобы развозить рабочих на удаленные объекты и перебрасывать бригады с площадки на площадку в случае простоев. Но все как-то не хватало денег. Наконец наступил день, когда в кассе оказалась нужная сумма. Других крупных трат в ближайшее время не предвиделось, и машины были куплены. Все в компании сразу почувствовали изменения к лучшему. Сократились часы вынужденного безделья на площадках. Быстрее пошла работа. Да и настроение у людей заметно поднялось. Но не прошло двух месяцев, как посыпались неприятности. Подошел срок, и банк жестко потребовал вернуть кредит. А тут еще вышел из строя кран, на ремонт которого потребовалась круглая сумма. Не успели отдышаться - подоспели налоговые платежи. Фирма стала задыхаться от нехватки денег. Но самый страшный удар был нанесен в тот момент, когда... наконец-то устранили свои недоделки субподрядчики. Все три субподрядные организации подписали акты сдачи чуть ли не в один день. С одной стороны, это было большим облегчением: наконец-то чиста совесть перед заказчиком - дружественной компанией, шеф которой заранее оплатил работу перед длительной командировкой. А с другой... Строительный бизнес делает достаточно узкий круг людей, все друг друга знают. Уронить свою репутацию - смерти подобно. Поэтому хочешь не хочешь, а по обязательствам с субподрядчиками расплачиваться надо. Свободных денег в компании не было ни копейки, и пришлось "позаимствовать" из аванса, полученного под закупку стройматериалов. А когда на объектах потребовались эти самые материалы, то деньги на них наскрести удалось - но ценой того, что пришлось повременить с выдачей зарплаты рабочим. Люди не получали денег неделю, другую, третью... Поползли тревожные слухи, напряжение и недовольство нарастали... В конце концов из компании ушли прораб и два лучших монтажника. Из- за этого очередной объект не был сдан в срок. От подоспевшего заманчивого заказа пришлось отказаться, поскольку в сложившихся условиях он стал явно непосильным. А еще через пару месяцев оборот компании упал настолько, что владельцы начали подумывать о том, как бы повыгоднее продать свои новенькие "Газели".
Что в данном случае произошло? Стечение случайных обстоятельств? Только на первый взгляд. То, что случилось - должно было случиться раньше или позже. Потому что наши герои нарушили одну из важнейших заповедей бизнеса: вкладывая деньги в развитие, они перешли ту самую запретную черту, которая называется "заработанные фирмой деньги" или, попросту, "прибыль". "Деньги появились - значит, можно тратить", - решили они. Последующее развитие событий недвусмысленно показало: эти появившиеся деньги компанией еще не заработаны. Подобные неприятности неизбежны, когда "сверхплановые" расходы совершаются исходя лишь из денежного потока. Или, другими словами, когда с разницей между "втекающими" и "вытекающими" деньгами обращаются так, будто это и есть заработанная прибыль.
А теперь зададимся вопросом: почему мы сталкиваемся с подобными ситуациями чуть ли не в каждой второй компании? Откуда такое неприятие основ управления финансами? В свое время наши законодатели сделали все для того, чтобы не позволить предпринимателям вести бизнес легально. В результате бухгалтеры оказались "заточенными" под рисование "правильных картинок" для налоговых инспекций, а владельцы фирм лишились возможности использовать данные бухучета для управления реальной экономикой компании. Попробуем восстановить рассуждения среднестатистического бизнесмена. "Поскольку данные бухучета заведомо фиктивные - какой мне от них прок? А следовательно, какой вообще прок от бухгалтерии со всеми ее приемами и методами ?" (Не считая, конечно, бесспорной необходимости иметь бухгалтера как "прокладку" между бизнесом и налоговой инспекцией). Стоп! Вот в этом "следовательно" и кроется главная логическая ошибка. Потому что, работая с реальной экономикой фирмы, со всеми ее реальными деньгами, бизнесмен все равно вынужден решать те самые задачи, для решения которых когда-то было изобретено бухгалтерское дело. Да и сегодня для этого необходим правильно поставленный учет. Только (особенно если говорить о России) не бухгалтерский, а управленческий. Так что же правильнее - пытаться изобретать велосипед или использовать накопленные мировой практикой инструменты управления финансами?
Ю. Пахомов