- Мы познакомились с ШАГовцами году в 1997. Сегодня уже не помню, кто нас познакомил, но я уже тогда думал о ценностях компании. Просто на определенном этапе жизни компании вопрос «заработать денег» является основным, поэтому от работ консультантов отказываются из-за их стоимости. А потом ценности меняются. И стоимость опыта, возможности чему-то научиться и времени, которые ты потратишь, пытаясь дойти собственным умом, становится выше денег. Вот тогда и появились консультанты КЦ «ШАГ». Мы делали миссию компании. Для меня это было важной вехой в развитии.
- Расскажите, как вы решились на общение с консультантами? Ведь тогда консалтинговый рынок был очень слабо развит.
Мы до этого уже работали с консультантами, но опыт был неудачный. Люди пришли, что-то сделали, а потом я получил отчет, где было написано: так, как мы работаем, работать нельзя. И мне так обидно стало, что я его даже не прочитал. После них у меня появилось стойкое убеждение, что консультанты — это выкинутые деньги. Что могут мне рассказать какие-то дяди со стороны? Но потом в жизни стали происходить изменения. Мы пользовались какими-то тренинговыми услугами, где-то постоянно учились. Бизнес опережал нас, и нам постоянно приходилось учиться. И нужно было постоянно придумывать управленческий велосипед заново. У меня было ощущение, что я уперся в потолок. У меня даже была мысль пойти учится MBA. И кстати, руководители «ШАГа» меня тогда и отговорили от этой мысли. Они сказали: «Андрей, лично тебе никаких MBA не надо. Ты практик. Это твой путь. Столкнулся с какой-то проблемой - бери специализированных консультантов. Зачем тебе знать все эти подробности?» Их понимание проблемы совпало с моим. Мы ведь действительно идем от опыта.
В жизни «Сатори» было несколько важных переходных моментов. Каждый из них давал совершенно иной качественный толчок для развития. Так, например, однажды руководители «ШАГа» сказали мне, что есть такое простое средство — планирование. И было страшно: как это - план? Мы всегда шли от того, что мы делаем сейчас. Из-за этого было много проблем. А тут начали план делать, бюджет компании. И компания сделала просто колоссальный рывок! А потом «ШАГ» помогал передавать полномочия генеральному директору. Для меня вообще этот процесс был очень болезненным. Как это - поделиться любимой игрушкой? И когда все благополучно закончилось, снова огромный рывок. У меня появилась возможность заглянуть в будущее. Я увидел, что происходит на рынке, и мы попробовали сделать план на пять лет. Еще мы с «ШАГом» подписывали соглашение с партнерами, разруливали разные ситуации. Я и сейчас «ШАГ» спрашиваю, чтобы они мне еще что-нибудь подсказали. Какой-нибудь такой же простой инструмент, который поможет нам сделать еще один прорыв. Но самое важное в нашем многолетнем общении — это простая человеческая поддержка. Когда ты - владелец или генеральный управляющий, все проблемы бизнеса - это твои личные проблемы. И очень важно, чтобы были люди, к которым можно прийти и посоветоваться по вопросам развития бизнеса. Когда возникает такая необходимость, возможность просто проговорить ситуацию или выговориться становится большим шагом к ее решению.
Иногда важно даже просто сформулировать проблему, чтобы ее тебе помогли назвать правильными словами. Вот в этом «ШАГ» мне всегда помогал.
- Да, действительно, много совместных проектов было реализовано. Много было сделано. Мы вместе росли и менялись. А осталось ли что-то в компании, что бы Вы никогда не поменяли?
- Начиная с первого проекта с «ШАГом», мы много говорим о ценностях компании. Для «Сатори» это - человеческие отношения, стабильность и достаток. Но стабильность не болото, где квакает и ничего не изменяется, а стабильность развития. Люди, которые собрались в компании, видят, что у них есть интересная работа, есть чем заняться завтра, они видят перспективу развития, у них есть возможность создавать семью, растить детей, в компании человеческое отношение к друг другу. Я много лет работал на государственном предприятии, и если бы мне тогда «спасибо» сказали за мою работу, я бы, возможно, и не ушел. Цель компании всегда должна быть выше денег. Деньги — следствие профессиональной работы и эффективности. И мы всегда старались сделать работу хорошо, чтобы перед клиентами и партнерами не было стыдно. И разные бывают моменты. Где-то просчитаешься, где-то еще что-то. Но мы всегда вытягивали проекты. И сегодня мы помногу лет работаем с постоянными клиентами, и из «пробегающих» мимо заказчиков можем себе позволить работать с теми, с кем на самом деле интересно и комфортно.
Еще я очень ценю стабильный коллектив компании «Сатори». Для меня любое увольнение — это небольшая трагедия. Сейчас, конечно, немного проще к этому отношусь, но все равно каждый раз тяжело. И хотя надо мной смеются мои коллеги, ничего с этим поделать не могу. Поэтому не понимаю сегодняшнюю пропаганду, когда считается, что каждый год нужно менять работу или каждый год нужно обновлять состав людей.
И еще для компании важно быть и оставаться полезной для общества. Когда ты знаешь, что у заказчика проблема, что ты ее можешь решить, появляется кураж. Не в том смысле, что ты можешь обдурить клиента, а в том, что ты полезен ему.
Вот этими вещами никогда не поступился бы. Ни за что их не поменял бы.
- А есть ли у Вас большая мечта? Хочется сделать какой-то большой глобальный проект? Кремль перестроить, или, например, Великую китайскую стену разобрать?
- (Смеется) Ну вот, кто о чем, а я опять о миссии. Кто в чем лучше разбирается, а я все больше про человеческое. Люди за жизнь проходят много кризисов. Начинаешь что- то переоценивать. И сейчас я пришел к Православной Вере. Надо стремиться к гармонии, а гармония начинается с духовного. Духовное развитие должно предшествовать развитию экономическому и технологическому. Когда ты умрешь, ни больших денег, ни глобальных проектов не будет, ничего не будет. Будешь только ты с совестью один на один. И, слава Богу, что мы не занимаемся ни продажей водки, ни казино. У нас нормальный бизнес. И поэтому мой сегодняшний глобальный бизнес-проект — это построить компанию, которая была бы основана на православных ценностях. И этот путь совсем не простой.
- Да, просто жить по Законам Божьим нелегко. А как быть с бизнесом, вообще не представляю...
- Это очень сложно. Я уже себе много шишек набил. Даже были мысли оставить бизнес. Касалось, что быть православным и бизнесменом одновременно невозможно. Нельзя же по выходным быть христианином, а в будни — бизнесменом. Но потом стал искать пути совмещения. Жить и работать по христианским ценностям. Ведь построить просто большую и успешную компанию - не главное ... В свое время «ШАГ» очень удивил. Тогда все хотели стать выше, круче, сильнее, быстрее. А Емельяновы говорят: «Нет, мы не хотим. Мы хотим остаться такого же размера». Я тогда, честное слово, не понимал этого. Я долго над этой позицией думал. И когда я набил много шишек, я понял прелесть этого подхода. Постоянный рост — это бег на выживание. Ты про все забываешь, все «гайки» закручиваешь и бежишь, бежишь, бежишь. На бегу теряешь людей и ценности. Я когда в «ШАГ» приезжаю, все время вспоминаю времена, когда мы были такими же. Я тогда всех сотрудников знал в лицо, и атмосфера была такая. семейная, наверное. Это большая ценность, и это надо беречь. Поэтому хочется сказать просто — «ШАГ», вы молодцы! Успехов вам, и чтобы не только пятисотый проект был, но и тысяча пятисотый! Побольше клиентов, таких, чтобы глаза горели. Слава Богу, что страна признала профессию — предприниматель. И даже праздник создали. Меня лично это очень вдохновило, потому что до последнего у нас воры, бандиты, предприниматели — все в одном ряду были. И это даёт какие-то надежды. Хотя легче год от года жить не будет, и поэтому надо использовать весь опыт, который есть. И самое главное — иметь хорошую цель, идти и не останавливаться. Поэтому желаю «ШАГу» двигаться только вперёд. Шаг за шагом. Вы нам нужны.
Беседовала И. Шкиперова