Можно ли людей заменить железом?
Как рассказал Владислав Петухов, Генеральный директор компании «Маэстро Вендинг» (продажа, гарантийное и сервисное обслуживание торговых автоматов производства «Разумные машины»), хотя и считается, что вендинговый бизнес не предполагает участия человека, в нем есть свои специфически «человеческие» проблемы. От воровства, нецелевого использования оборудования, служебного времени и ингредиентов в вен- динговом бизнесе теряется в среднем 15% прибыли. Одной из актуальных проблем, стоящих перед владельцем сети торговых автоматов, является контроль за работой как самих торговых автоматов, так и персонала, их обслуживающего. Системы контроля и мониторинга работы торговых автоматов, реализованные на базе GSM-мониторинга, а также правильно поставленный учет в вендинговых компаниях позволяют снизить данные потери до 4—5%. Возможно также представление и обработка данных в программе 1С. Технические вопросы в вендинговом бизнесе возникают постоянно, но «человеческие проблемы» — всегда на первом плане.
Очень интересно проиллюстрировал проблему избавления от людей Михаил Бергер, глава медиахолдинга «Румедиа»: «В нашей компании есть опытная модель, где мы полностью уничтожили персонал. У нас в Москве 2 радиостанции — «Бизнес FM» и «Кино FM». Формат «Бизнес» оказался идеальным. Затем выбрали формат «Кино». Все исследования и все консультанты говорили, что это — правильный путь. Когда-то в «Кино FM» была большая бригада, сегодня — работает один компьютер, единственный «штатный сотрудник».
В итоге — понесли затраты, ничего не заработали, остался один компьютер. И он круглые сутки что-то там шепчет. Стоимость обеих радиостанций примерно одинаковая. А начинка в одном случае — компьютер, в другом — 120 человек и безумные затраты. И в нашем бизнесе ничего не стандартизируется — никакие рельсы проложить не удается. Мы понимаем, что компьютер — это тупик. То есть он поддерживает как-то эфир, зарабатывает копейки, но ясно, что мы там не получим ни роста аудитории, ни развития. Людей убрали, но и пути никакого нет. В «Бизнес FM» — страшные затраты, но здесь не только живая человеческая жизнь: компания растет, аудитория растет, продажи растут, есть постоянное движение. Так что борьба с народом — это дело увлекательное, но какого мы достигли результата?»
Обмен мнениями проявил важный вопрос (точнее, еще одно слабое место «железных сотрудников»). Автомат — это маленький магазин, который работает без продавца. Продавцом выступает машина. Она тоже может испортить настроение покупателю (если будет неопрятно выглядеть, не иметь в наличии желаемого ассортимента, не выдаст сдачу). А может поднять настроение, если сварит отличный кофе. То есть автомат — лицо бизнеса, и необходимо регулярно отслеживать, как работают аппараты, грамотно формировать ассортимент, анализировать потребительские предпочтения.
Получается, что продажи через вендинговые автоматы — не такой уж БЕЗчеловечный бизнес, потому что люди, работающие в обслуживании и в бэк-офисе, должны иметь высокую квалификацию.
Этот вывод подтвердил и Николай Редько, совладелец компании «Элекснет» (сеть терминалов моментальной оплаты услуг): «Ключевой момент этого бизнеса — места расстановки. Здесь решаются специфические задачи, здесь другие риски (работа в неохраняемых помещениях). Чтобы организовать самообслуживание, люди все равно нужны. У нас на 2800 терминалов — около 600 сотрудников: это производство терминалов, программное обеспечение, круглосуточная служба поддержки. Есть подразделения, которые занимаются заключением и поддержанием договоров с коммерческими банками, прямыми договорами с провайдерами, техническим обслуживанием, инкассацией».
Стало быть, убирая людей с фронт-лайна, мы одни риски заменяем другими и при этом к традиционным функциям бэк-офиса приобретаем дополнительные. А сотрудников, выполняющих эти функции, опять же нужно подбирать, инструктировать, обучать, мотивировать, координировать, контролировать, и т.д., и т.п.
Подводя итоги обсуждения, мы бы сказали: оБЕЗчеловечить бизнес нельзя. На примере вендингового бизнеса видно, что, даже когда мы автоматизируем одни рабочие места, мы неизбежно создаем другие. Появляются другие люди, более интеллектуальные, а значит — более сложные для управления. Попытки уподобить людей автоматам с простыми функциями также не дают конкурентных преимуществ: выигрывая в надежности, мы проигрываем в адекватности реагирования на новое. А стало быть, сердцевина успешного менеджмента — это не логика машинообразных процедур, а работа с живыми людьми, со всеми их сложностями и своеобразием.
Семь чудес «эйчарства»
Если вновь принятый на работу топ-менеджер оказывается именно тем, кого так долго ждали и так старательно искали, — для владельца или Управляющего бизнесом это большое, но редкое счастье. По большей части люди все-таки разочаровывают. Кто — больше, кто — меньше. В компаниях, с которыми мы в последнее время работали, чаще всего не оправдывал ожиданий именно специалист по персоналу, HR-директор. Можно, конечно, говорить и о дефиците компетенций на рынке труда, и об ошибках в выборе кандидатуры. Но чаще корень разочарований лежит все-таки в завышенных ожиданиях работодателя. Почему-то именно вокруг должности «эй- чара» ореол иллюзий наиболее ярок. Мы видели много HR-директоров и хорошо представляем себе, что такое средний уровень, как выглядят наиболее яркие и сильные персональщики, каких «чудес» можно ожидать от HR-директора, а каких — не стоит. Поделимся своими наблюдениями.
В ногу с законодательством
Компания должна красиво выглядеть перед лицом трудовых инспекций, иметь налаженный кадровый документооборот, не вступать в противоречие с трудовым кодексом. Должна уметь защитить свои интересы в судебных трудовых спорах. Мы видим, что на протяжении последних 2—3 лет «цена» вопроса растет. Однако с этим «чудом» у большинства HR-директоров проблем нет, и среднестатистический директор с подобными задачами справляется.