— Мой бизнес начался с моих неудовлетворенных потребностей. Я считаю, что для создания собственного бизнеса есть несколько предпосылок. Во-первых, если человек решается превратить свое хобби в дело всей жизни.
Во-вторых, если есть какие-то активы в виде свободной площади или оборудования, и с этим уже можно входить в бизнес как партнер. В-третьих, когда тебе лично нужны какие-то товары или услуги, а рынок этого не предлагает. В моем случае это как раз такая ситуация. Поскольку я журналист и уже двадцать лет занимаюсь телевидением, то за это время успела пройти по всей цепочке телевизионного производства: была корреспондентом, ведущей, автором, режиссером, шеф-редактором, коммерческим директором, генеральным продюсером. Когда в 1992 году я пришла работать на ВГТРК, в рамках одного из творческих объединений мы делали программу «Телевизионное бюро расследований». Тогда только зарождались политические партии, начиналось соперничество между ними, и моей задачей было искать политические компроматы. Мне это не нравилось, я больше была склонна заниматься историями успеха разных людей, семейной и межличностной психологией. И однажды я вслух высказала мысль: ну почему нет тематических каналов, почему я должна смотреть то, что мне не нравится? Если мне интересна музыка — хочу иметь музыкальный канал, интересно про рукоделие или рыбалку — хочу смотреть такие программы. Но в 1992 году про тематическое телевидение в России еще не говорили. У нас на тот момент кабельное телевидение существовало только в виде услуги из соседнего подъезда, где у владельца сети из пяти-десяти домов стоял видеомагнитофон и он по кабелю «раздавал» в квартиры сервис «кинотеатр на дому». Все помнят эти пиратские копии популярных фильмов с ужасным качеством картинки и дубляжа. Но видеопрокат тех лет ничего другого и не мог предложить; что такое авторские права, никто не имел понятия.
Неэфирное телевидение как бизнес к тому времени уже развивалось в Америке, а позже пришло и в Европу. Было понятно, что Россия тоже скоро станет участником этого процесса, что и случилось в конце 90-х. Понятие «тематическое телевидение» пришло к нам в виде зарубежных телеканалов, которые сначала транслировались в своих языковых версиях, а позже адаптировались под российского зрителя. Вот к этому моменту у меня уже была осознанно выбранная профессия, опыт, управленческие навыки, а также зрительская потребность и я поняла, куда нужно направить свои профессиональные усилия. В 2001 году мы зарегистрировали компанию «Нью Медиа» и спозиционировали себя как компания, которая занимается производством нишевых телеканалов для платного телевидения, а чуть позже получили заказ на производство телеканала «Здоровое телевидение» для платформы «Стрим ТВ». Получили мы этот заказ, конечно, не на пустом месте, а благодаря тому, что 10 лет я была шеф-редактором и коммерческим директором программы «Без рецепта» с доктором Брандом на канале НТВ, у меня были опыт и знания в этой сфере, связи с врачами, консультантами и медицинскими учреждениями. Знание вопроса плюс знание телевидения позволили мне выиграть тендер и начать производство. На тот момент мы сделали очень хороший продукт, который за три года смог собрать абонентскую базу в шесть миллионов платящих абонентов. Поняв профессионализм нашей команды, руководство «Стрим ТВ» предложило продолжить сотрудничество и создать для их платформы телеканал «Усадьба», а потом и телеканал «Ретро». Если не считать НТВ-плюс с его фильмовыми и спортивными каналами, это были первые тематические каналы, произведенные в России на русском языке. И компания «Нью Медиа» стала пионером среди тех, кто начал это делать в нашей стране. Вот так начался мой бизнес. Когда-то я просто сформулировала потребность в виде запроса как зритель, а потом сама же начала заполнять свободную бизнес-нишу. Но, безусловно, я никогда не смогла бы это сделать одна.
- Вы имеете в виду людей? — Единомышленников в первую очередь, ну и, конечно, свою команду. Телевидение — работа коллективная. За конкретным продуктом от рождения идеи до выпуска в эфир стоит много людей. Это продюсеры, сценаристы, режиссеры, ведущие, ассистенты режиссеров, операторы, звуковики, режиссеры монтажа, выпускающие редакторы, администраторы и т.д. А дальше — подъем сигнала на спутник, дистрибуция, выпуск, программирование. И когда зритель смотрит программу, он думает: «Какая чудесная передача, на одном дыхании пролетело 20 минут». Но он и не подозревает, что это круглосуточный труд, потому что в «большом телевидении» все это реализует не одна тысяча человек и солидная инфраструктура, а в «малом телевидении» все это ложится на плечи тридцати-сорока сотрудников. Когда мы принимаем к себе молодых людей без опыта работы на телевидении, мы всегда говорим: наша работа — это тяжелый ненормированный труд, без выходных и праздников. Вы готовы к такой работе? Многих это пугает.
- Как вы принимаете решение, в какой нише открывать канал? Это маркетинговые исследования или предпринимательская интуиция? — Наверное, интуиция и логика. С одной стороны, некая потребность есть у тебя самого. А раз ты живешь в социуме, значит, такая потребность может быть и у других. После того как мы запустили канал «Здоровое телевидение», никто после нас не решился сделать что-то аналогичное. Здесь сработала интуиция. А вот когда мы создавали «Загородную жизнь», конкурента «Усадьбе», которую когда-то сами сделали и выпустили, то решение было принято совсем по-другому. Тема востребованная, интересная, и мы подумали — а почему бы, при наличии единственного канала в этой нише, не сделать еще один? Все говорили: ну ведь ниша уже закрыта! И я им отвечала: если вы зайдете в супермаркет и увидите на полке много сметаны или масла и при этом каждый товар будет под своим брендом, вы же какой-то выберете? А вот какой — это уже вопрос качества и продвижения. Мы решили сделать новый канал для любителей деревенской жизни и не прогадали. На сегодня канал «Загородная жизнь» при всей своей молодости — ему в марте 2012 будет только 2 года — уже победитель двух Национальных премий в области цифрового, спутникового и интернет-телевидения. Над этим каналом мы работаем более осознанно, чем тогда работали над «Усадьбой». Тогда, прокладывая многим дорогу и набираясь опыта, мы делали ошибки, которые сегодня уже себе позволить не можем. Что же касается «Успеха», то здесь ситуация совсем иная. В 2002 году я заканчивала бизнес-школу при академии Плеханова. Со мной училось много предпринимателей из разных городов. У них у всех были действующие компании, и в субботу-воскресенье они улетали к себе присматривать за бизнесом. Однажды, когда они узнали, что я работаю на телевидении, спросили: «А почему нет канала для предпринимателей? У нас что — проблем нет или нам обсуждать нечего?» И у меня в тот момент появилась мысль, что потребность есть, а предложение отсутствует. Но от момента запроса от аудитории до момента создания канала прошло восемь лет. Мы собирались запустить «Успех» перед кризисом. Но в кризис партнеры, которые на тот момент хотели нас поддержать, оказались в сложном положении. Поэтому мы решили делать проект на кредитные деньги. На тот момент много людей осталось без работы, и, таким образом, многим был предоставлен шанс создать собственную жизнь своими руками. Вообще основная концепция канала — популяризация предпринимательства и изменение отношения общества к предпринимателю как к классу. Программами канала «Успех» мы пытаемся поднять людей с дивана, чтобы они начали активно включать мозги, и именно поэтому девиз канала: «Успех в твоих руках». Мы рассказываем своему зрителю, как открыть свой бизнес, где и как взять кредит, как правильно проводить собеседования и управлять персоналом. Мы показываем им истории успеха их же сверстников, тех, кто не испугался ситуации и сделал первый шаг. В 2011-м мы запустили весьма важный, на мой взгляд, проект «Стартап-шоу Премьера». Целый год мы искали по стране молодых людей с хорошими и правильными бизнес-идеями. Совместно с «Гринфилдпроджект» и Российской венчурной компанией отобрали несколько проектов, которые потом были представлены инвесторам, а победители этого шоу получили реальные инвестиции для реализации проектов. За два года работы над каналом «Успех» мы поняли, что есть малый и средний бизнес, есть «ОПОРА России» — организация, которая помогает решать проблемы малых предпринимателей, есть банки, которые готовы давать кредиты, есть лизинговые компании, но у всех этих участников процесса нет объединяющей площадки, где все заинтересованные стороны могли бы размещать и брать информацию. То есть нет площадки для коммуникации. Мы ее создали.
- А вы каким-то образом общаетесь со зрителем? Как вы узнаете, что им нравится или в чем есть потребность?