Функциональные обязанности сотрудника. Перечень задач, которые специалист должен регулярно решать в своей повседневной работе, — необходимая составляющая, без которой сложно даже подступиться к поиску. В тех компаниях, где хорошо отстроена система управления, функциональные обязанности прописаны в должностных инструкциях. Но даже в очень известных и успешных компаниях мы нередко сталкиваемся с тем, что этот документ либо отсутствует, либо откуда- то позаимствован и не отражает действительного положения дел, либо безнадежно устарел. Такие пробелы мы восполняем в ходе бесед с руководителем будущего сотрудника. Заметим, что для работодателя такая работа над ТЗ не только этап в поиске кандидата, но и удачный повод для того, чтобы разработать отсутствующую должностную инструкцию или обновить ее, привести в соответствие с сегодняшним днем.
Задачи на ближайшую перспективу. Среди компаний, особенно работающих в сфере торговли и услуг, непросто отыскать бизнес, из года в год функционирующий как единожды отлаженный и запущенный конвейер.
Меняется рынок, меняются масштабы и профиль деятельности, уходят и приходят люди со своим опытом и идеями. И в каждый момент этих постоянных изменений обязательно что-то не достроено, не доделано, не довнедрено. Поэтому при составлении ТЗ стоит задуматься не только о функциях, выполняемых сотрудником регулярно, но и о ближайших задачах развития возглавляемого им подразделения. О том, что сегодня принято называть проектами. Внедрить инструменты автоматизации, перераспределить работу между людьми и оптимизировать их численность, обучить новым технологиям, наладить новые бизнес-процедуры — такие задачи не относятся к постоянным функциям, зачастую их требуется решить только один раз за всю историю компании. Но от этого одного раза зависит очень многое. Соответственно, ТЗ оказывается гораздо более эффективным инструментом поиска, если в него включен не только функционал, но и наиболее важные и актуальные задачи развития возглавляемого кандидатом подразделения. Как и в случае с функционалом для работодателя формирование «задачного» блока ТЗ — повод сосредоточиться и прописать задачи подразделения, если этого не было сделано до сих пор.
Опыт работы. Опыт и время работы в той или иной должности, в той или иной компании, с тем или иным функционалом, в бизнесе того или иного масштаба — также являются важной составляющей ТЗ. До какой глубины и широты имел возможность человек освоить свой предмет на прежних местах работы? Трудно ожидать ярких достижений от специалиста с полугодовалым опытом в интересующей должности. Это возможно. Но вероятность успеха при прочих равных не столь велика. Не менее интересно может быть и другое: в каких именно компаниях работал кандидат? Были это западные компании или отечественные? Какие именно? С какой репутацией на своем рынке? По этим показателям можно, например, спрогнозировать, насколько удачно впишется новый сотрудник в систему управления, в сложившийся стиль взаимоотношений с руководством и коллегами. Нередко работодатели связывают приход человека из известной на рынке компании с надеждами, что он привнесет более продвинутые технологии, более совершенную организацию работ. Не каждый руководитель и не в каждом случае сможет, придя на новое место, изменить сложившийся порядок и поставить дело так, как оно было поставлено на месте его прежней работы. Но и за шанс, за надежду, конечно же, стоит побороться.
Обстоятельство, достойное особенного внимания: как часто кандидат менял места работы и почему? И сопоставимы ли эти сроки с тем временем, которое обычно требуется, чтобы войти в должность и успеть сделать то, ради чего человек приглашен на вакансию? Углубившись в этот вопрос на этапе собеседования, можно немало узнать о лояльности кандидата к местам своей работы. Или, например, о том, насколько сочетаются его личная программа роста и карьерного восхождения с потребностями и возможностями компании-работодателя.
Личные деловые качества — еще одна важная составляющая ТЗ на кандидата. Существует джентльменский набор качеств, характеризующий сильного менеджера — харизма, коммуникабельность, умение понять человека и «зажечь» его, системность, честолюбие, уровень самодисциплины. И так далее и тому подобное... Кандидаты на высшие менеджерские позиции, имея за спиной множество тренингов и развитые навыки само- презентации, почти всегда убеждены, что этим джентльменским набором обладают. Но чем моложе соискатель, тем меньше его убеждения на этот счет могут отражать его реальные рабочие характеристики. 80 % кандидатов будут заявлять о наличии у себя всех этих превосходных достоинств независимо ни от чего. 50 % будут пытаться с большей или меньшей убедительностью демонстрировать их в беседе. К сожалению, в реальных управленческих ситуациях люди далеко не всегда отвечают своему психологическому автопортрету.
Данные о кандидате по первым трем блокам — это объективные факты. По ним организуется первичный отбор выставленных на рынок труда резюме. При необходимости их можно перепроверить в беседе, можно запросить информацию с прежних мест работы. Что же касается личных качеств, то к их перечислению в резюме следует отнестись с особым недоверием. Что-то можно узнать из отзывов от прежних работодателей кандидата, но далеко не все. Оценка личных качеств — это вопрос не анализа и отбора резюме, а тема следующего этапа — личной встречи и собеседования с человеком. Здесь специалистам, которые осуществляют отбор, во многом приходится полагаться на собственное чутье, на опыт понимания и чувствования людей. Ключевую роль играет именно опыт — не важно, где и как приобретенный, — успешных и ошибочных выводов: каким будет на деле человек, так-то и так-то проявивший себя в беседе. Важно, что это — личный опыт. Его нельзя обрести, изучая, скажем, пособия на тему «Язык жестов и поз» или предлагая соискателю психологические тесты. Это опыт собственных успехов и неудач в распознавании людей. Иными словами — опыт практического психолога в чистом виде.
Готовь летом сани. Приведем пример одного из наиболее удачных решений задачи на поиск менеджера. Мы искали для крупной компании специалиста на должность руководителя казначейства. Представив финансовому директору трех достойных кандидатов, мы получили такую обратную связь: «Во-первых, вы меня удивили! Мы были уверены, что кадровая служба перебрала весь столичный рынок и показала нам все сливки. Думали, что таких сильных людей, да еще прежде нам незнакомых, просто не может быть. Во- вторых, ни один из них меня не устраивает. Первый — талантище в своем деле и может образцово поставить работу подразделения, но он индивидуалист, не привык думать ни за департамент, ни за бизнес в целом. А для нас важно работать командой. Второй — просто мечта по своим качествам и потенциалу, но не дотягивает по опыту. А мы не хотим тратить еще полгода на его «доращивание». Ну а третий — что-то среднее между первым и вторым. Нам нужен самый лучший, самый подходящий, готовый сегодня прийти и уже завтра взять мощный старт. У нас есть нормальный ИО верховного казначея, и мы не спешим. Мы готовы ждать месяц, три месяца, полгода. Но найдите нам лучшего! После этого напутствия нам удалось-таки найти человека, который действительно идеально приземлился в пустующий стул и на протяжении последующих месяцев только радовал своего шефа. Отсюда вывод: наиболее успешен в поиске кандидата тот работодатель, который до мельчайших деталей знает, какого именно человека и почему он хочет видеть на вакантной позиции. И он будет вдвойне успешен, если работа по кадровому обновлению спланирована и просчитана заранее. Если уход ключевого менеджера не превращается в острую проблему, и задачу можно поставить заранее, оставляя себе достаточно времени, чтобы найти «того единственного».
Елена Кисель, Юрий Пахомов