О чем шла речь на этой встрече? Между большим количеством книг по управленческому консультированию, которые написал Аркадий Ильич, есть некая преемственность. Каждая новая содержит и идеи прежней книги и дополняет прежнюю новым опытом, новыми идеями и открытиями. На встрече Аркадий Ильич сформулировал несколько свежих, новых для него самого идей, которыми он делится в своей очередной работе и которых мы не найдем в его прежних книгах.
Что это за идеи? Их было несколько, но одну и он сам выделил как главную. Идея эта заключается в том, что корневым нематериальным активом компании — активом, порождающим
любые другие ее активы, как нематериальные, так и материальные, — является управленческая команда. Будет команда — будут и конкурентные преимущества, и прибыль, и капитализация. Все будет! Но сегодняшние бизнесы крайне редко имеют полноценную управленческую команду. По мнению Пригожина, происходит это вследствие двух основных причин.
Причина первая: лишь очень немногие владельцы по-настоящему понимают, что такое управленческая команда, и, соответственно, готовы работать над ее созданием. Большинство рассматривает «команду» как группу помощников, которые могут эффективно претворять в жизнь замыслы первого лица. Но смысл команды не столько в ее исполнительских компетенциях, сколько в коллективном разуме, в интеллектуально-креативном потенциале группы людей, превосходящем по своей мощи потенциал любого из ее участников.
Причина вторая: большие затраты сил, времени и денег на создание команды, на поиск способных работать в команде топ-менеджеров. В плане финансовых затрат меня несколько удивил пример с необходимостью пригласить и обеспечить жильем человека из другого города. Если говорить о Москве, то, я полагаю, человека можно найти всегда. Другое дело, что вряд ли стоит надеяться на то, что удастся набрать менеджеров, готовых сразу работать в команде друг с другом. Тщательный, кропотливый подбор людей — по убеждениям, по глубинным человеческим ценностям, по особенностям психологии — необходим. Но часто недостаточен: кто-то еще должен собрать команду из этой человеческой мозаики, запустить командную работу. Я знаю одного владельца, который проникся однажды идеей команды и командного правления. Так он, прежде чем сформировать в своей компании «коллективный разум» — а это ему удалось! — много лет работал над воплощением своей мечты. Работал настойчиво, самоотверженно, кропотливо: искал людей, менял людей, выращивал их, прилаживал друг к другу, воспитывал своим личным примером.
Что больше всего меня удивило? Что зацепило? Зацепило? Когда после выступления Аркадия Ильича и его обсуждения я наугад раскрыл его книгу, то прочитал буквально следующее: «На Toyota мне рассказывали, что они ищут по всей стране сотрудников, которые являются естественными носителями ценности «качество». Если мы сумеем собрать персонал с такой ценностной ориентацией, то конкурентное преимущество в качестве мы всегда обеспечим. А можно посмотреть вашу стратегию захвата самой большой доли рынка? — спросил я у них, обладателей этой самой большой доли. А они: такой стратегии у нас не разрабатывалось. Ставка делалась на идеологию качества, а когда мы реализовали ее, рынок сам открылся нам навстречу».
Чем именно зацепил отрывок? У меня как-то сразу сошлись три разных на первый взгляд момента: идея управленческой команды, принцип подбора людей с нужными глубинными ценностями и практика подбора менеджеров, которую мы уже три года развиваем в «ШАГе». Через наши руки прошло много кандидатов на топовые позиции, и мы «просвечивали» их достаточно глубоко и в профессиональном плане, и в общечеловеческом. Были среди них и уникальные, выдающиеся люди. Были даже такие, которых мы не показывали нашим заказчикам единственно из-за того, что они были слишком хороши, не доросли до них заказчики. Думаю, пока все это еще свежо в памяти, хорошо бы нам начать формировать базу данных, упорядочивать и сохранять информацию об этих людях, в том числе и «глубинного» характера. Глядишь, и пригодится все это, когда пойдут заказы на «команды».
Есть и второй разворот этих размышлений. Сейчас много говорят и пишут о корпоративной культуре. На мой взгляд, тема эта стала благодатной почвой для массы самых фантастических предрассудков. Относительно того, например, что владелец или управляющий может взять да и насадить «сверху» ту или иную корпоративную культуру. А консультанты могут прийти в компанию и на раз-два-три помочь заказчику сделать это. Я убежден, что корпоративная культура — это естественно складывающийся феномен совместной жизни людей и им нельзя управлять подобно тому, как управляют автомобилем. Если уж говорить об управлении — то управление это скорее похоже на работу селекционера и садовника, на взращивание, на выведение новых сортов и пород путем кропотливого многолетнего труда. Конечно, здесь важный фактор — это личный пример первого лица. Если он сам, своими делами и помыслами, не живет в той корпоративной культуре, которую хотел бы иметь в компании, то дело его обречено на неудачу. Но одного только личного примера недостаточно. Обладай ты личной силой Наполеона или Че Гевары — тогда да, вокруг тебя автоматом выстроится соответствующая культура. Но люди с такой харизмой рождаются раз в столетие, а мы говорим о простых смертных. Я полагаю, основной рычаг трансформации корпоративной культуры — это подбор людей. Подбор, основанный не только на профессионализме и не только на «вписываемости» в коллектив, но и на критериях внутреннего созвучия той культуре, к которой хотелось бы прийти. И здесь опять всплывает тема базы данных.
Третье русло поисков, на которое вдохновил меня Аркадий Ильич, — это вопрос о путях и ограничениях для самореализации людей в бизнес-организациях. Чувствую, однако, что сейчас снова начну что-то придумывать и фантазировать, а мы все-таки собрались не для этого. Так что давайте пока здесь и остановимся.