По замыслу, по известной из книжек идее, по примерам из «лучшей практики» мы знаем, что Наблюдательный Совет — это высшая форма управления бизнесом, на которой проводится фундаментальный анализ ситуации и принимаются стратегические решения. На деле же довольно часто это бездарная трата времени, не приносящая никому из участников мероприятия ни корысти, ни радости. Томики с отчетами, которые Генеральный директор этой компании аккуратно приносил на каждое заседание, а до того рассылал по электронке, предварительно никто из участников не читал. Поэтому заседание начиналось с выяснения, что за цифра в этой колонке, а что за показатель вон в том столбике, а почему цифра такая, а не сякая, хотя в отчетах все это было подробнейшим образом разжевано. Потом, следуя известному механизму ассоциаций, мысль кого-то из владельцев перекидывалась на какой-нибудь совсем уж «нестратегический» вопрос, и на час-другой НС превращался в обычную оперативку с сомнительными последствиями и неадекватным составом участников. Потом кто-то из владельцев, опасаясь впрямую «наезжать» на своего партнера, начинал сыпать обвинениями в адрес Генерального, а тот по каждому пункту аргументированно и занудно оправдывался. Еще потом вдруг оказывалось, что всем пора разбегаться, что половина вопросов повестки не обсуждено и никаких решений по ним не принято. А на следующем заседании выяснялось, что и из тех решений, которые успели принять, половина не исполнена, а про другую половину ничего не известно, т.к. на ее обсуждение опять не хватило времени. Так, скрипя и громыхая по ухабам, то и дело сбиваясь со столбовой дороги, вершила свой страдальческий путь колымага под названием «Наблюдательный Совет». То была, что называется, низшая, незрелая форма высшего органа управления бизнесом. Наблюдательный Совет на стадии запуска.
Наблюдательный Совет
как произведение искусства
Что же тогда представляет собой высшая форма зрелости этого органа? На днях автору посчастливилось воочию увидеть работу НС во всем его блеске. Впечатление потрсающее! Орган работает как отлаженная машина принятия решений, ни минуты времени не теряя даром и генерируя попутно массу нестандартных идей. При этом, как следовало из обсуждений, все решения предыдущих заседаний четко исполняются. Проанализируем слагаемые успеха.
Во-первых, отчеты и предложения, предусмотренные повесткой, по каждой теме заслушиваются, что называется, из первых уст: доклад делает тот из менеджеров среднего звена, который непосредственно отвечал за исполнение решения. Это означает, что специалист глубоко погружен в тему, не с чужих слов знает все ее нюансы и повороты, может моментально ответить на любой уточняющий вопрос.
Во-вторых, к каждому докладу менеджеры тщательно готовятся. Как минимум за день-другой докладчики рассылают презентации, и члены НС имеют возможность ознакомиться с материалом, проанализировать его и сформировать свою позицию. Сами презентации при этом показывают высочайшую культуру мышления авторов: все прозрачно, лаконично, предельно понятно и аргументированно, а где можно — подкреплено расчетами.
В-третьих, на обсуждении каждого вопроса повестки присутствует ровно тот состав участников, который необходим для всестороннего анализа темы. С переходом к очередному вопросу кто-то из менеджеров уходит, кто-то приходит, и происходит все это четко, без заминок, чуть ли не по секундомеру. При этом очередность вопросов в повестке спланирована таким образом, чтобы количество смен состава участников было минимальным.
В-четвертых, логика доклада каждого менеджера строится в рамках одного из трех возможных форматов: либо отчет о выполнении принятого решения с конкретными цифрами и фактами, либо аналогичный отчет о ходе выполнения незавершенной задачи, либо — постановка проблемы и предложение по ее решению. Владение последним форматом особенно поразительно: после обозначения проблемы специалистом вскрываются причины и выдвигается несколько возможных вариантов решения. Затем докладчик обосновывает плюсы и минусы каждого варианта, после этого предлагает и обосновывает один — с оптимальным, на его взгляд, соотношением плюсов и минусов. После этого идет обсуждение доклада остальными участниками. И наконец владелец принимает и обнародует окончательное решение.
В-пятых, если все участники согласны с предложениями докладчика, на обсуждение времени не тратится. Никто не стремится высказаться ради того, чтобы просто высказаться. Занесли решение НС в протокол — едем дальше! Дисциплина групповой работы такова, что практически ничто не позволяет отвлекаться от обсуждаемой в данный момент темы. А если кто-то все же отвлекся — не пройдет и четверти минуты, как его поправят и вернут в покинутое русло.
Что важно сказать об участниках? — Известно, что они не посещали за последние годы ни легендарных тренингов, ни групп личностного роста. Та глубина анализа проблем и культура мышления, которыми отмечены их доклады, та культура, дисциплина и креативность, которые демонстрируются в обсуждении — это и есть собственный результат двухгодичной работы НС, к постановке которой владелец подошел предельно серьезно, вложив в него всю свою душу. Ну, конечно, душу сюда вкладывали и участвовавшие в организации работы Совета консультанты. Да и каждый из менеджеров компании, для которых выступление на Совете каждый раз — высокая честь.
Эпоха инноваций
Стало уже общим местом рассуждение о том, что вся мировая — в том числе и наша — экономика стремительно погружается в инновационную бездну. И что в ближайшие годы выживут в бизнесе лишь те, кто сегодня не пожалеет сил на освоение новейших технологий и впредь будет поспешать в ногу за их развитием. Страшилка настолько приелась, что никого уже не пугает. Но выводы из нее каждый делает по-своему.
Владелец компании, описанной в нашем случае, во весь рост поднял вопрос об инновациях и педалирует его на каждом заседании Совета. «Нам уже вчера нужен специалист, который держал бы руку на пульсе всех новинок, появляющихся в области бизнес-технологий и инструментов! И чтобы он умел не только популярно доносить возможности новшеств до сотрудников, но и обучал бы их на рабочих местах! И чтобы он искал в инновационной сфере не только средства решения наших назревших проблем, но и ставил бы обратную задачу: предлагать новинки с оптимизационным потенциалом, о котором мы, возможно, и не подозревали!»
Корпоративные ценности в действии
В одном из пунктов повестки был поднят вопрос о менеджере среднего звена — незаменимом в обозримой перспективе специалисте, на котором держался значительный кусок бизнеса компании. К сожалению, чувствуя свою незаменимость, сотрудник проявил склонность к шантажу и манипулированию. И начал тонко, «не называя черта по имени», диктовать условия. Это был самый острый и самый больной вопрос для команды, участники выносили его на обсуждение со смешанным чувством тревоги и надежды. После всестороннего рассмотрения ситуации все склонились к мнению: чтобы удержать человека хотя бы на 8-12 месяцев (пока не будет найдена и «встроена» замена), следует пойти ему навстречу.